[греч. ᾿Ιούδα Βαρσαβ(β)ᾶς] (I в.), видный член христ. общины Иерусалима. И. В. упоминается в Деяниях святых апостолов среди «мужей, начальствующих между братиями» (Деян 15. 22) и как «пророк» (15. 32). После Иерусалимского Собора апостолов (49 или 50 г.), к-рый постановил не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (15. 1-31), И. В. и ап. Сила были посланы Иерусалимской Церковью в Антиохию с апостолами Павлом и Варнавой для разъяснения этого решения христианским общинам Сирии и Киликии (15. 22-32). Там И. В. и Сила «обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их» (15. 32). Спустя некоторое время И. В. возвратился в Иерусалим, а Сила остался с ап. Павлом (15. 33-34).
Прозвище Варсава (от арам. bar-Shabba) скорее всего является патронимом, т. е. отцом И. В. был некий Савва. Мн. исследователи считают возможным, что И. В. был братом Иосифа Варсавы Иуста (Boyd. 1916. P. 657; Strahan. 1916. P. 649; Munck J. The Acts of the Apostles. Garden City (N. Y.), 1967. P. 143; Hunter. 1982. P. 1151; Kerr. 1982. P. 1130), хотя нек-рые авторы допускают, что Иосиф Варсава Иуст и И. В.- это одно и то же лицо (Johnson, Harrington. 1992. Р. 37).
В греч. кодексе Безы (V в.) приводится вариант прозвища И. В.- Варавва (Βαραββᾶν) (Metzger B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1971. P. 384), что, по мнению Ч. К. Барретта, является опиской (Barrett. 1998. P. 738).
На основании характеристики И. В. и Силы как «мужей, начальствующих над братией» (ἄνδρας ἡγουμένους ἐν τοῖς ἀδελφοῖς) Барретт предположил, что они могли входить в число пресвитеров Иерусалимской Церкви (Ibid. P. 739).
Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. мн. исследователи (Э. Х. Пламптр, П. Дж. Клог, Э. К. Селуин, T. Барнс, архиеп. Димитрий (Самбикин), Дж. Моффатт) отождествляли И. В. с Иудой, братом Господним. Эту гипотезу разделяли и некоторые авторы сер. ХХ в. (O. Ж. Дю Плесси, Э. Э. Эллис), однако она не принята большинством совр. комментаторов НЗ (Hunter. 1982. P. 1151; Johnson, Harrington. 1992. Р. 275; Barrett. 1998. P. 738-739; Fitzmyer J. A. The Acts of the Apostles. N. Y., 1998. P. 564; Bauckham. 2004. Р. 173; Pervo R. I. Acts: A Commentary. Minneapolis, 2009. Р. 380-381).
В апостольских списках визант. типа И. В. не упоминается, но он включен в сир. каталоги апостолов (напр.: Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.) - Esbroeck. 1994. P. 117). Согласно сир. каталогу апостолов Lond. Brit. Mus. Add. 17193 (874 г.), И. В. проповедовал в Галатии и был там погребен (Esbroeck. 1994. P. 145). Т. н. Греко-сирийский аноним (в ркп. XII-XIV вв.), перечисляя апостолов от 70, указывает на 31-м месте некоего Иуду (Vitae prophetarum. 1907. P. 174; Écrits. 2005. Р. 469). Поскольку он упомянут перед ап. Силой, то, видимо, речь идет об И. В. Кроме того, 53-м в этом списке назван Варсава без уточнения, кто именно имеется в виду - Иосиф Варсава Иуст или И. В. (Vitae prophetarum. 1907. P. 176; Écrits. 2005. Р. 471). Поскольку Иосиф, «вместе с Матфием, удостоенным жребия» (т. е. Иосиф Варсава Иуст), указан в данном каталоге на 3-м месте (Vitae prophetarum. 1907. P. 173; Écrits. 2005. Р. 468), то данная запись должна относиться к И. В.
Имя И. В. упоминается в средневековых арм. календарях в Соборе 70 апостолов под 2 ахекана (9 апр.) (Bayan G. Le Synaxaire arménien de Ter Israel. P., 1930. T. 9: Mois de Ahékan. P. 274. (PO; T. 21. Fasc. 3)) и вместе с памятью апостолов Силы, Силуана, Крискента, Епенета, Аристарха и Аристовула под 24 хротица (30 июля) (Ibid. T. 12: Mois de Hrotits. P. 799. (PO; T. 21. Fasc. 6)).